image_pdfimage_print

Тревожное расстройство

Цель: Помочь человеку осознать, что именно вызывает тревогу, и понять, являются ли эти мысли рациональными.

Вопросы:

  1. Что произошло незадолго до того, как ты начал чувствовать тревогу?
  2. Как ты оцениваешь вероятность того, что худший сценарий действительно случится?
  3. Были ли ситуации в прошлом, когда твои тревожные предсказания не сбывались?

Пример активации: Ожидание важного звонка вызывает усиленную тревожность из-за страха провала.

 

Депрессивное расстройство

Цель: Помочь выявить мысли или ситуации, которые запускают чувство грусти и безнадежности.

Вопросы:

  1. Что ты думал(а), когда почувствовал(а) себя подавленным(ой)?
  2. Что в этой ситуации заставляет тебя чувствовать, что все плохо или бесполезно?
  3. Были ли моменты, когда ты чувствовал(а) себя по-другому, и если да, что изменилось?

Пример активации: Чтение негативных новостей вызывает ощущение бессмысленности жизни.

 

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Цель: Осознать, какие ситуации или мысли вызывают флешбэки или сильные эмоциональные реакции.

Вопросы:

  1. Что произошло прямо перед тем, как ты испытал(а) этот флешбэк или страх?
  2. Как эта ситуация напомнила тебе о травматическом опыте?
  3. Было ли что-то в окружении, что спровоцировало воспоминание?

Пример активации: Вид человека в военной форме может вызвать флешбэк о боевых действиях.

 

ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство)

Цель: Идентифицировать навязчивые мысли и действия, которые вызывают беспокойство.

Вопросы:

  1. Что ты чувствуешь или о чем думаешь, когда выполняешь этот ритуал?
  2. Какую катастрофу ты пытаешься предотвратить с помощью этих действий?
  3. Что заставляет тебя чувствовать, что ты должен(а) это сделать прямо сейчас?

Пример активации: Боязнь микробов вызывает навязчивую потребность мыть руки многократно.

 

Гнев и импульсивность

Цель: Осознать, какие мысли и ситуации вызывают вспышки гнева.

Вопросы:

  1. Что произошло перед тем, как ты почувствовал(а) гнев?
  2. Какие мысли возникли в твоей голове до того, как ты начал(а) кричать или реагировать?
  3. Было ли что-то в твоих ожиданиях от других, что привело к разочарованию?

Пример активации: Чувство несправедливости в разговоре с коллегой вызывает сильную вспышку гнева.

 

Расстройства личности (например, пограничное расстройство личности)

Цель: Понять ситуации, которые вызывают сильные эмоциональные колебания или деструктивное поведение.

Вопросы:

  1. Что ты чувствовал(а) непосредственно перед тем, как произошел этот эмоциональный срыв?
  2. Какое событие спровоцировало это чувство покинутости или одиночества?
  3. Есть ли ситуации, в которых ты реагируешь подобным образом регулярно?

Пример активации: Незначительное отклонение в плане встречи с другом вызывает чувство заброшенности и ярость.

Такие вопросы помогают структурировать процесс осознания и анализа триггеров, что способствует работе над изменением деструктивных паттернов поведения и мышления.

 

Социальная тревожность

Цель: Помочь человеку понять, что именно вызывает страх в социальных ситуациях и как их мысли влияют на поведение.

Вопросы:

  1. Что ты ожидал(а) от этой социальной ситуации до того, как в нее попал(а)?
  2. Какие мысли пришли тебе в голову, когда ты почувствовал(а) себя тревожно среди людей?
  3. Как ты оцениваешь шансы на то, что люди действительно думают о тебе так, как ты себе представляешь?

Пример активации: Публичное выступление вызывает страх быть осмеянным или неодобренным.

 

Расстройство пищевого поведения (анорексия, булимия, переедание)

Цель: Понять, какие эмоции или мысли запускают деструктивное пищевое поведение.

Вопросы:

  1. Что ты чувствовал(а) или о чем думал(а), когда решил(а) отказаться от еды (или переедать)?
  2. Как ты воспринимаешь себя в данный момент и что может изменить это восприятие?
  3. Какие события или комментарии вызвали у тебя сильное желание контролировать свой вес?

Пример активации: Замечание о весе или внешности вызывает желание начать строгую диету или переедать.

 

Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ

Цель: Осознать, какие эмоции, мысли или ситуации приводят к рецидивам или употреблению веществ.

Вопросы:

  1. Что произошло в момент, когда ты почувствовал(а) сильное желание употребить вещество?
  2. Какие эмоции или мысли спровоцировали это желание?
  3. Есть ли паттерны, при которых ты всегда склонен(на) к употреблению? Что общего между этими ситуациями?

Пример активации: Чувство стресса на работе провоцирует желание выпить алкоголь или употребить наркотик.

 

Перфекционизм

Цель: Осознать, что именно заставляет человека стремиться к идеалу и избегать ошибок любой ценой.

Вопросы:

  1. Почему ты считаешь, что тебе необходимо выполнить это задание идеально?
  2. Какие мысли приходят в голову, когда ты допускаешь ошибку или сталкиваешься с критикой?
  3. Что случится, если ты не сможешь сделать все так, как запланировал(а)?

Пример активации: Страх не оправдать ожидания начальника приводит к чрезмерной проверке работы и стрессу.

 

Эмоциональное выгорание

Цель: Помочь человеку понять, что именно вызывает хроническую усталость и потерю интереса к работе или жизни.

Вопросы:

  1. Какие мысли возникают у тебя перед началом рабочего дня или нового проекта?
  2. Когда ты впервые заметил(а), что чувствуешь себя истощенным(ой) или отстраненным(ой)?
  3. Какое событие или период могли стать поворотной точкой в твоем ощущении выгорания?

Пример активации: Постоянная переработка и отсутствие признания вызывают чувство опустошенности и депрессию.

 

Зависимые отношения

Цель: Выявить паттерны в отношениях, которые вызывают чувство зависимости от партнера или невозможность действовать самостоятельно.

Вопросы:

  1. Какие мысли приходят в голову, когда твой партнер отсутствует или не отвечает на сообщение?
  2. Почему ты чувствуешь, что не можешь принять решение без мнения партнера?
  3. Были ли моменты, когда ты испытывал(а) беспокойство из-за того, что партнер может тебя покинуть? Что это запустило?

Пример активации: Отсутствие звонка или сообщения от партнера вызывает панику и страх покинутости.

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Цель: Помочь человеку лучше понять, что вызывает проблемы с концентрацией, импульсивностью или организацией.

Вопросы:

  1. Когда ты впервые заметил(а), что тебе сложно сосредоточиться или выполнять задачи?
  2. Какие мысли возникают у тебя, когда ты сталкиваешься с рутинной или монотонной работой?
  3. Есть ли определенные ситуации, которые делают тебя особенно рассеянным(ой) или гиперактивным(ой)?

Пример активации: Необходимость выполнения скучной задачи вызывает отвлечение на другие занятия.

 

Генерализованное тревожное расстройство

Цель: Выявить паттерны в повседневной жизни, которые усиливают хроническую тревожность.

Вопросы:

  1. О чем ты думаешь в те моменты, когда тревога начинает усиливаться?
  2. Есть ли определенные события или ситуации, которые вызывают у тебя беспокойство каждый день?
  3. Как ты воспринимаешь будущее, когда находишься в тревожном состоянии? Как эти мысли влияют на твое самочувствие?

Пример активации: Постоянные мысли о будущем и страх за благополучие семьи вызывают хроническое беспокойство.

 

Паническое расстройство

Цель: Помочь человеку выявить мысли и ситуации, которые провоцируют панические атаки, а также осознать связь между телесными ощущениями и эмоциями.

Вопросы:

  1. Где ты находился(ась) и о чем думал(а), когда началась паническая атака?
  2. Какие физические ощущения ты испытал(а) в этот момент? Как ты их интерпретировал(а)?
  3. Были ли моменты в прошлом, когда эти ощущения не вели к катастрофе?

Пример активации: Ощущение учащенного сердцебиения в переполненном магазине вызывает паническую атаку.

 

Нарцистическое расстройство личности

Цель: Выявить ситуации, которые провоцируют чувство унижения или нарциссической ярости, а также осознать стремление к признанию и власти.

Вопросы:

  1. Что заставило тебя почувствовать себя униженным(ой) или обесцененным(ой)?
  2. Как ты обычно реагируешь, когда чувствуешь, что твои заслуги недооценивают?
  3. Почему тебе так важно, чтобы другие признавали твои достижения?

Пример активации: Критика со стороны начальника вызывает сильное чувство гнева и ощущение несправедливости.

 

Тревога о здоровье (ипохондрия)

Цель: Помочь осознать мысли и телесные ощущения, которые усиливают страх серьезных заболеваний.

Вопросы:

  1. Какие мысли приходят тебе в голову, когда ты замечаешь незначительное изменение в своем теле?
  2. Почему ты думаешь, что это может быть признаком серьезного заболевания?
  3. Были ли случаи, когда твои опасения оказались неоправданными? Как ты справлялся(ась) с этим?

Пример активации: Легкая головная боль вызывает убежденность, что это признак опухоли мозга.

 

Соматоформное расстройство

Цель: Помочь человеку понять, как психологические проблемы могут проявляться через физические симптомы.

Вопросы:

  1. Когда ты впервые начал(а) ощущать этот физический симптом? Что происходило в твоей жизни в тот момент?
  2. Какие эмоции ты чувствуешь, когда сталкиваешься с этим симптомом?
  3. Были ли случаи, когда эмоциональные переживания усиливали или ослабляли этот симптом?

Пример активации: Стресс на работе вызывает постоянные головные боли и мышечное напряжение.

 

Аутоагрессивное поведение (самоповреждение)

Цель: Помочь человеку осознать, какие эмоции или ситуации вызывают желание причинить себе вред.

Вопросы:

  1. Что ты чувствуешь перед тем, как решаешь причинить себе вред?
  2. Какие мысли возникают у тебя в этот момент? Что ты хочешь этим выразить или заглушить?
  3. Есть ли другие способы справиться с этими чувствами, которые ты уже пробовал(а)?

Пример активации: Ощущение сильной эмоциональной боли или пустоты вызывает желание порезать кожу.

 

Агрессия в отношениях

Цель: Осознать, какие ситуации и эмоции вызывают агрессивное поведение в отношениях.

Вопросы:

  1. Что происходит перед тем, как ты начинаешь злиться на партнера?
  2. Какие ожидания или разочарования вызывают это чувство гнева?
  3. Как ты обычно реагируешь на это чувство? Как это влияет на отношения?

Пример активации: Неожиданная критика от партнера вызывает агрессивную реакцию и желание начать спор.

 

Страх отказа или отвержения

Цель: Помочь человеку осознать причины страха отказа и как этот страх влияет на их поведение в отношениях или карьере.

Вопросы:

  1. Когда ты впервые почувствовал(а) страх быть отвергнутым(ой)?
  2. Какие мысли возникают у тебя, когда кто-то не отвечает на твои ожидания или желания?
  3. Как ты себя ведешь, чтобы избежать возможного отказа? Как это сказывается на твоих отношениях или карьере?

Пример активации: Молчание после отправленного сообщения вызывает страх быть отвергнутым и тревогу.

 

Алекситимия (трудности с распознаванием и выражением эмоций)

Цель: Помочь человеку осознать и идентифицировать свои эмоции и их связь с определенными ситуациями.

Вопросы:

  1. Как ты обычно ощущаешь эмоции в теле? Какие физические ощущения ты можешь назвать?
  2. Какие ситуации вызывают у тебя дискомфорт или напряжение, но ты не понимаешь, почему?
  3. Как ты можешь описать свои эмоции, если не словами, то через образы или аналогии?

Пример активации: Социальные ситуации вызывают чувство внутреннего напряжения, но трудно понять, что это за эмоция.

 

Фобии (специфические фобии)

Цель: Понять, какие ситуации или объекты вызывают сильный страх, а также как этот страх влияет на жизнь человека.

Вопросы:

  1. Когда ты впервые почувствовал(а) этот страх? Что произошло в этот момент?
  2. Как ты реагируешь, когда сталкиваешься с объектом или ситуацией, которых боишься?
  3. Что ты думаешь, что случится, если страх станет реальностью? Как ты оцениваешь вероятность этого?

Пример активации: Вид паука вызывает сильную тревогу и желание немедленно покинуть помещение.

 

Переживание потери или горя

Цель: Помочь человеку осознать, какие воспоминания или мысли запускают сильные эмоции, связанные с утратой.

Вопросы:

  1. Какие мысли или воспоминания возникают у тебя, когда ты чувствуешь сильную грусть или тоску?
  2. Что в повседневной жизни напоминает тебе о потере?
  3. Как ты обычно справляешься с этими мыслями и эмоциями? Помогает ли это тебе?

Пример активации: Годовщина смерти близкого человека вызывает сильное эмоциональное потрясение.

 

Страх перемен

Цель: Помочь человеку осознать, что именно вызывает страх перед будущими изменениями и как это влияет на их выбор и действия.

Вопросы:

  1. Что именно в предстоящих изменениях заставляет тебя чувствовать тревогу?
  2. Какие мысли приходят тебе в голову, когда ты представляешь, что все изменится?
  3. Есть ли ситуации в прошлом, когда изменения пошли тебе на пользу? Как ты с ними справлялся(ась)?

Пример активации: Переход на новую работу вызывает сильное беспокойство и страх неудачи.

Оставайтесь в курсе последних новостей

Подпишитесь на новостную рассылку, чтобы получать самую свежую информацию об Унифицированном трансдиагностическом протоколе, включая анонсы предстоящих семинаров, презентаций, свежие результаты исследований и мнения партнеров и сертифицированных терапевтов.

Unified Protocol CBT 2018